Облачный гейминг: Apple защищает свой сервисный и аппаратный бизнес с помощью блокады
Например, блокируя предложения облачных игр от Microsoft, Google или Nvidia, Apple не только защищает свой собственный сервисный бизнес, но и свою прибыль от продаж оборудования. Таково решение британского органа по надзору за конкуренцией CMA (Competition and Market’s Authority).
CMA расследовал, злоупотребляют ли и в какой форме два доминирующих поставщика мобильных платформ, то есть Google и Apple, своим положением на рынке, чтобы воспрепятствовать свободной конкуренции. Результаты обобщены в более чем 350-страничном отчете. Помимо прочего, в этом отчете также затрагивается тема облачных игр.
Apple блокирует такие предложения на своей платформе или требует от провайдеров соблюдения правил, делающих такое предложение де-факто невозможным. Например, правила App Store требуют от Microsoft сертификации каждой отдельной игры в Xbox Game Pass, которая может транслироваться через облако как отдельное приложение. Каждое обновление для игры также должно быть одобрено Apple, и соответствующие подписки должны быть завершены в приложении, чтобы Apple получила свою 30-процентную долю.
Критики небезосновательно сравнивают его с Netflix. Применение тех же правил к потоковому видео означало бы, что Netflix должен был бы сертифицировать Apple каждый эпизод фильма и сериала, что было бы легко понять любому, полная ерунда.
В своем отчете CMA нашла несколько причин, по которым Apple так строго относится к облачным играм — и по крайней мере одна из них немного удивительна.
Очевидно, что Apple мешает своим конкурентам продвигать собственный сервис Apple Arcade. Настойчивое требование о 30-процентной доле продаж, полученных с его помощью, также можно понять. Тем более, если вы знаете, что Apple (как и Google) получает почти половину своих комиссий в App Store от игр. Если вы пойдете здесь на уступки отдельным провайдерам, вы можете вызвать лавину, которая приведет к огромной потере дохода.
Третья причина звучит авантюрно: Apple, как правило, не любит облачные сервисы, потому что в противном случае клиенты могут усомниться в высоких ценах на высокопроизводительное оборудование премиум-класса. Восемь из каждых десяти долларов, зарабатываемых Apple, приходятся на ее аппаратный бизнес, который, в свою очередь, в основном состоит из iPhone. Это оправдание прозвучало бы довольно дико, если бы кто-то выдвинул его как претензию, но заявление исходит от самой Apple.
На странице 251 отчета приводятся документы, представленные в рамках судебного дела между Epic Games и Apple (относительно запрета Fortnite в App Store по вышеуказанным причинам). Сообщается, что в 2020 году один из высокопоставленных сотрудников Apple отклонил предложение приобрести облачный потоковый сервис. Причина заключалась в том, что сильной стороной Apple и наиболее важным фактором продаж были локальные высокопроизводительные вычисления, а облачные сервисы могли вызвать у клиентов сомнения именно в этом.
Отчет CMA не имеет прямых последствий, но почти во всем мире практика крупных игроков в магазинах приложений подвергается все большей критике и подвергается проверке. Microsoft играет здесь «хорошего мальчика» со своими теперь очень либеральными правилами. Конечно, им это намного проще, чем Apple или Google, потому что им нечего терять в этой сфере, Microsoft Store под Windows никогда не приносил никаких денег.